Назад

Как определить качество войлока?

Пришло много отзывов на мой пост «…успех валяного изделия». И я поняла — раз эти темы волнуют, пора открывать рубрику, которую решила назвать «Давайте разбираться»!

Как определить качество войлока?

 

Сегодня «давайте разбираться» с вопросами, которые в своем письме подняла Ольга, она валяет уже 8 лет!

Чтобы не повторять все ее письмо, скажу тезисно, что ее волнует:

  1. Нет уверенности в качестве войлока.
  2. Как определиться с направлением, ведь нравится всё. И стоит ли определяться?

Уверенность в качестве войлока

Итак, об уверенности в качестве войлока (прежде всего — нет уверенности не значит нет качества, не так ли?)

Если Вы, как и Ольга, например, валяете уже 8 лет, то заметили, как за эти годы поменялся войлок, он стал «бесконечнее» что ли… разнообразнее в плане дизайна, в цветовом соотношении, сегодня с войлоком смело и красиво сочетают кожу, дерево, стекло, кость, металл… вернее будет сказать «чего только не сочетают»; сегодняшний войлок это не только великолепные одежда-шарфы-обувь, это и дизайнерские аксессуары, арт-объекты, 3-мерные панно, игрушки, вазы… всего и не перечислишь… Наш войлок возмужал и окреп!

За эти годы поменялось и отношение к «качеству» войлока. Я не говорю, что он должен или может быть не качественным. Я о другом.

Если раньше (как раз лет 8-10 назад) считалось, что соотношение шерсть/волокна должно быть 50/50, шерсти не меньше 50%, по-другому недопустимо, иначе у нее не будет сил удержать волокна, то сегодня (эксперименты доказали) вполне допустимо валять с минимальным количеством шерсти, и изделия получаются очень даже красивые и качественные!

Если раньше, говоря об усадке, средний КУ был 1.75-2.0, и ниже этой цифры войлок считался не доваляным, то сегодня можно встретить работы с КУ 1.0, и работы эти прекрасны!

Я много лет живу за границей, но валять, к счастью, научилась в России. Почему я упомянула, что живу за границей? Дело в том, что здесь под «качеством» понимают совершенно другое: волокна сцепились — и слава богу!
Я помню, как предложила одной даме довалять ее вазу. Она очень удивилась, потому что была уверена, что «все награды за нее получила не случайно». Оказывается, она еще и награды получила. Ваза форму не держала вообще, для ее придания была набита пупыркой. Я предложила сделать вазу такой, как я ее вижу… Сделала… ваза значительно уменьшилась (хотя и добавила немало шерсти, чтобы дыры залатать), хорошо держала форму, края объемных элементов «заиграли», даже цвет стал не такой тусклый. Разница ее поразила… хотя не стала поводом валять по-другому, но и уверенности в своем качестве меньше не стало. Они просто уверены, что такой войлок имеет право на существование… мне бы так…

Таких примеров у меня много. И когда я в силу своей «неделикатности» даю понять, что работа не закончена, мне говорят (деликатно), что им так нравится… качество — это понятие индивидуальное… зато мы получили огромное удовольствие… а ты (то есть я) вообще перфекционистка. Вообще-то, это не про меня.

Я понимаю, что Ольге мои отступления не прибавят уверенности в качестве своего войлока. Но вот для чего я их привела, и поймите, это важно. Создавая войлок, мы стремимся к качеству, здесь же — в штатах — к «атмосфере» валяния, которая и влияет на уверенность. Что же важно для «качественной» атмосферы:

  1. Важно делать с любовью. Вспомните время, когда Вы были по-настоящему влюблены! Было чувство, что мы можем горы свернуть, мы во всем были абсолютно уверены и нам все нравилось. Здесь я бы еще добавила — важно верить, что у Вас получится! Вера прибавляет смелости! Нельзя любить и в то же время не верить. Задумайтесь. Не спешите спорить.
  2. Если Вам работа не нравится, значит она еще не закончена! Это вообще отдельная и тоже бесконечная тема, как «вытаскивать на свет» свои изделия.
  3. Гордитесь своим трудом, иначе время потрачено напрасно! И если пока что-то не устраивает — см. пункт 2.
  4. Если Вы смотрите на свою работу через 2-3 года и она Вам всё еще нравится, значит Вы не выросли (я не совсем согласна с этой идеей; жестко, соглашусь, но привела ее в пример, потому что эту мысль посеяла моя учитель по войлоку, с которой я начала расти, а не просто повторять работы; всегда помню об этом).
  5. Сделайте хоть раз качественную работу, — и назад Вы уже не отступите. Может, Ваши руки, работая по привычке, создают те же некачественные изделия. Поменяйте привычки, рассмотрите причину, почему не нравится.
  6. К разным изделиям — разные требования. Я помню, здесь же в штатах вела мк по жилету; для них «наш» взгляд на войлок был совершенно новый. Мне сказали: — а вот тот мастер — с большим именем — учила нас валять «так-то».
  7. Не могут нравится/получаться все работы подряд! Даже у самого большого мастера бывают «сбои в системе». По статистике в среднем удается одна работа из семи (это может быть и из пяти, а в другой раз из десяти). Просто Мастер показывает нам свои наилучшие результаты, и у нас складывается впечатление, что он всегда «попадает в яблочко».
  8. Абсолютно каждая новая работа (своя, а не нога-в-ногу за Мастером) — это новый опыт, новые ошибки и возможности, новый рост, новая любовь.

— Я: а что вы с ней валяли?

— Они: тапки.

— Я: вы хотите свой жилет превратить в тапки? К разным изделиям — разные требования.

Я пожалуй, на этом остановлюсь. Задумайтесь пока над этим.

И если что-то не нравится, спросите себя «почему?». Качество — это и материалы, и методы валяния, и толщина войлока, и раскладка, и любовь к войлоку, и вложенное время (очень часто говорят: «я это сделала за два часа»… и многие, ориентируясь на это время, начинают спешить, что-то пытаются себе доказать, а войлок ох, как не любит спешки, прям дыбом встаёт, как не любит).

И когда Вы разобрались со своим «почему» — смело принимайте решения, меняйте, если надо материалы, методы валяния, раскладку, толщину…

Качество, безусловно, важно; но сегодня так много о нем говорят, что уже начинаешь сомневаться в своем качестве войлока, а с этим падает и уверенность. Может, в этом кроется одно из Ваших «почему?»

Войлок — это всегда дуэт! Вы узнаёте его, а он — Вас.

Во всем нужен опыт и практика. Покажите мне, как играть на пианино, но без практики мои руки, глаза, мозги — не заиграют.

Вы слышали о теории 10 тысяч часов? Суть сводится к тому, что чем бы Вы ни решили заняться, через 10 тысяч часов Вы доведете свое ремесло до профессионализма, до желанного мастерства. И лучше это не растягивать на 25 лет.

То есть — условно — если Вы каждый день посвящаете войлоку шесть часов (без выходных, без отпуска, без Нового года и болезни), то вы за год отработаете примерно 2 тысячи часов. А 10 тысяч часов, стало быть, за пять лет! По шесть часов каждый день!

Но это не значит, что через 10 тысяч часов у Вас не будет вопросов. Они будут, но совсем другие!

… Когда я начала освещать эту тему, то не догадывалась, насколько далеко можно уйти в рассуждениях, насколько все индивидуально; но я рада, что высказалась. Мне бы очень хотелось услышать, что Вы думаете по этому поводу.

На вторую тему «как определиться с направлением» я решила не растекаться…

Мне лично, как и Ольге, нравится делать практически все. Кто знает меня лично и мои работы, заметили, что меня может кидать в крайности. Мне особенно интересно делать то, что я еще не пробовала. Сделав работу, могу потерять к ней всякий интерес, потому что знаю, что от нее ожидать (это все равно, что читать ту же книгу второй раз); по работе видно, что я ее не очень старалась делать.

Вот сейчас, например, я с войлоком соединяю… отгадайте, что… а вот и нет… я соединяю войлок и геометрию. Что-то обязательно получится.

Если делаешь с любовью, то не может не получиться.

Любовь — это огромная энергия, непередаваемая эмоция; а самый большой потенциал там, где больше всего энергии и эмоций!

Так что делайте то, что любите, и любите то, что делаете!

И все обязательно получится!

Эмилия Пономарев

Яна Петрик
Яна Петрик
https://studiavoiloka.ru

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *