Назад

Геометрия в войлоке. 6 месяцев работы над одним проектом

Оглядываться назад, на пройденный путь, это все равно что пролистывать полюбившуюся книгу, которую только что закончил, а выпускать из рук пока не готов… Но еще шесть месяцев назад, я не знала, что именно мне предстоит пройти.

С чего же все начиналось…

В начале прошлого года я вязла курс по Геометрии, назывался он Сакральная Геометрия… согласна, название очень громкое…
Моя задача — рассказать Вам о самой работе, поэтому про геометрию очень коротко. Мы циркулем синхронно рисовали круги, точки пересечения кругов тоже синхронно соединяли, продлевали, они перекрещивались… что создавало какой-то орнамент, причем у каждого свой. Вот у меня он был такой (в следующем коллаже).

Создавая его, я поймала себя на мысли, что это не менее увлекательно, чем валять… у меня много рисунков скопилось… но задача учителя была вдохновить нас на создание войлочной работы. Из всех зарисовок я остановилась на одной из них. Стала вынашивать идею воплощения геометрии в войлоке. Пока не знала, что именно хочу, но зато знала, чего я НЕ хочу — я НЕ хотела «плоского» войлока.

Геометрия в войлоке. 6 месяцев работы над одним проектом

Знаю, что многие мастера приступают к проекту, когда продуман каждый шаг… даже цвет пуговиц… У меня чаще всего тоже такой подход, но бывает что одержимость идеей торопит начать… если начнешь медлить и раздумывать, то азарт, адреналин могут попросту «завянуть». С этим ощущением внутри себя я уже знакома; во мне включается — как я называю — «пошаговое» решение ситуации (не люблю слово «проблемы»).
Итак, шаг первый. Из всех рисунков выбрать тот, который, на мой взгляд, «подружится» с войлоком. Есть!

Шаг второй — решить, какой элемент в работе будет «ведущим». (У меня это была 8-конечная розовая звездочка). Сделала образец… По нему рассчитала КУ. (Фотографии звездочки Вы увидели в коллаже выше)

Шаг третий — увеличить рисунок согласно КУ. Звездочка села на 2.0, но усадка отдельного элемента и того же элемента в количестве 36 штук в общей мозаике — совсем другая история. Понимая «историю»,настроилась на усадку 1.4 примерно.

Шаг следующий — я еще не знала, для каких элементов потребуется блокиратор, но на всякий случай сделала для всех (если смотреть на рисунок, то): 36 розовых звездочек, 13 звездочек внутри серых фигур, 12 «пирамидок» внутри голубых фигур, 52 фигуры серого цвета, 48 фигур голубого цвета, 288 «лучиков» вокруг розовых звездочек. Посчитали, сколько всех элементов? Я тоже не считала!

Шаг следующий — я понимала, что при таком объеме, моя бдительность в какой-то момент притупится (к сожалению, надо признать, тем более, что работала с кардочесом), и только префельт сможет спасти ситуацию, гарантировать равномерность раскладки, усадку, однородность поверхности войлока. На этот момент я уже рассчитала — раскладка будет 1.50 на 1.50 (полтора на полтора метра). На всякий случай сделала префельт 2х2 метра, 4 тонких слоя (Вы постепенно проникаетесь масштабом «бедствия»?) И не ошиблась, весь префельт ушел, я им позже наращивала «пирамидки» (12 штук) и уплотняла жгутики на розовых звездочках (36 штук, 8 жгутиков на каждой).
Дальше — для каждого элемента подготовила префельт (по той же схеме, что и блокираторы — 36+13+12+48+52+288).

Это все был этап подготовки. Знаете, бывает так: закончил проект — и внутри тебя образовалась пустота… носил ребенка девять месяцев, а потом его родил… Внутри пусто… Этот этап подготовки занял много времени… это как проект внутри проекта… Я про геометрию особенно не вдавалась в подробности, но это же нужно решить, какие именно пересечения кругов соединить… Вы-то видите готовый рисунок, и все кажется логичным. Мне нравилось рисовать, но я подумала: если рисунок забирает столько времени, сколько же на валяние уйдет… После такой основательной подготовки я не смогла продолжить работу… Как будто кто-то стену передо мной водрузил. Находила любой повод не приступать…

Муж редко обращает внимание на мои работы в процессе, но такую гору подготовленных блокираторов, префельтов, рисунков, расчетов и схем — трудно было не заметить. Он «завис» на секунду и спросил: «У нас готовится полотно Куликовская Битва?»

Как бы я ни откладывала работу, все же понимала, что рано или поздно (лучше раньше) она меня позовет; иначе все напрасно? Это как рогаткой стрелять: чем дальше оттягиваешь, тем больнее удар. «Больнее» в моем случае — это сделать «тяп-ляп».

Не утомились еще? Тогда идем дальше…
Пришла пора подумать о цвете… Планировала — розовые звездочки, белые пирамидки, темно-серые цветочки, светло-коричневые вокруг темно-серых цветочков, светло-серые вокруг пирамидок… Даже не пытайтесь сосредоточиться… Когда все было разложено, мне категорически не понравилось то, что предстало перед моими глазами; отступать было поздно, и я решила все залить белой шерстью (и это было правильное решение). Кое-какие цвета все же пробились или проявились в карвинге; общий цвет напоминает цвет выцветшего камня с вкраплениями.

Геометрия в войлоке. 6 месяцев работы над одним проектом

 

Все разложено… Полтора на полтора метра проект — не очень-то и страшно, но жужжать? — бесполезно (толщина: грубая шерсть, префельт, блокираторы, снова шерсть — просто бесполезно), катать? — все сдвинется и пропала моя «сакральная геометрия»… Нет такого массажера, который смог бы «по закоулкам» втиснуться…Только ручками… долго, с любовью и верой, что все получится, поглаживая, проходя, приминая, притирая, выделяя, подчеркивая каждый элемент (36+12+13+48+52+288 — вы уже и сами запомнили).

Когда шерсть стабилизировалась, рискнула покатать, исключительно короткими прокатками, по 50 раз — север-юг, запад-восток, скажем — это один цикл; сделала всего 4 цикла; после каждого снова ручками — поглаживая, притирая, приминая, выделяя каждый элемент…

От количества воды работа стала неподъемной и непереворачиваемой; о притирании «спинки» по рельефной поверхности и речи быть не могло… ни на каком этапе… а пока — излишки воды надо срочно убирать. Убирала полотенцем, в какой-то момент показалось, что я «выкрутила» полотенцем больше воды, чем туда налила. Такая толщина даже на трубу не хотела накручиваться, элементы стали заламываться, а нам-то что, у нас есть ручки, которые давно забыли, как слово «маникюр» и пишется, потому что они всегда готовы поглаживать, притирать, приминать, массажировать, выделять каждый элемент… (36+12+13+48+52+288… меня ночью разбуди — и у меня от зубов будет отскакивать — 36+12…

По мере укрепления войлока укреплялась и моя уверенность. Мне розовые звездочки показались самым ответственным моментом, они же были у меня по идее в «гвоздем программы», поэтому я их первыми начала формировать. Вынула блокиратор, обозначила жгутики (36 звездочек по 8 жгутиков, плотный войлок, всего 288 жгутиков 5 см длиной).

Небольшое отступление. Заранее я дала себе на эту работу год… время на перерывы, без спешки, отдых, другие проекты… Еще мы знаем, что после просушки процесс идет быстрее (мне всегда кажется, что войлок от нас тоже может устать; так вот во время просушки он от нас отдыхает). И когда я формировала эти 288 жгутиков, подумала — вот как раз войлок и «отдохнет от меня, подсохнет». Ни фига (извините, бога ради) он не подсох; и знаете почему? толщина над блокираторами и под ними, а блокираторы «воздухонепроницаемые»… можете себе вообразить… Решила я на целый год «удовольствие» не растягивать.

Геометрия в войлоке. 6 месяцев работы над одним проектом

Вообще надо сказать, что только эти розовые звездочки получились такими, как запланировала, я же — если помните — образец делала. Остальные элементы преображались по ходу дела. «Пирамидки», допустим, после катания совершенно сплющились, пришлось их нарастить (а у меня префельт тут-как-тут готов), потом постоянно формировать иголочкой. Темно-серые звездочки — в них я хотела показать только карвинг; он показался удачно, но после «вскрытия» мне чего-то не хватало… наваляла шариков — белые, розовые, темно-серые — и так же геометрически их распределила, присмотритесь они расположены по квадрату.
Вокруг розовых звездочек (те 288 лучиков) планировалась вогнутость, ее-то и не очень видно, зато за счет нее видна выпуклость элементов вокруг пирамидок и темно-серых звездочек… (Кстати, в одной из своих работ «Кошкин Дом» я показываю вогнутые и выпуклые эффекты в войлоке).

Что еще… На всю работу (с небольшим «творческим» перерывом) у меня ушло шесть месяцев. Я вряд ли подобного рода работу повторю, хотя это было очень волнительное и увлекательное время.

Шерсть. Несмотря на гладкую поверхность войлока, в работе принимали участие грубые волокна шерсти — в основном Бергшафф (31-33 мик.) и Корридейл (27-29 мик). Оба эти вида шерсти хорошо держат форму, хорошо валяются. Большой минус в том, что она очень ворсистая, и если не довалять или валять агрессивно, может оказаться рыхлой (но, в том же панно «Кошкин Дом» я показываю, как добиться эффекта «выглаженности», работая с грубой шерстью). Поэтому еще раз обратите внимание на поверхность войлока.

Меня в комментариях просят показать свои руки после этой работы. Вы знаете, эта работа моих рук не испортила (они еще до нее «товарный» вид потеряли).
Еще в комментариях удивляются, как так получилось ровно вырезать все элементы. Совсем не получилось. Самый ровный был рисунок, сделан циркулем и линейкой. Детали из префельта и подложки были далеки до идеала. Меня это немного насторожило, но не остановило; и когда я все это (36+12+13…) выложила, то все элементы плотненько друг друга держали и держались, эффект пазла…

Усадка. Как Вы уже помните, раскладка была 1.50 на 1.50; готовая работа 1.11 на 1.11 (еще мокрая, сухую формировать поздно). Сейчас — 1.07 на 1.07, несколько см ушло в объем и усохло.
Возвращаясь к геометрии — в основе этой работы лежат 5х5 кругов; я хотела сделать изначально 3х3, потом подумала: работы и так будет много… где есть три круга, там и пяти место найдется, и не пожалела, что приняла такое решение; на вторую такую работу я точно не замахнусь.

Вы действительно дочитали до этого места? Спасибо Вам огромное, что прошли со мной весь этот путь еще раз! Спасибо, что разделяете мои чувства — волнение, сомнения, радость… Видите, мне было что рассказать, а у Вас есть что спросить?
Пишите, буду рада ответить!

Emilia Ponomarev

Яна Петрик
Яна Петрик
https://studiavoiloka.ru

9 комментариев

  • Действительно титанический труд.
    Как только хватило на это терпения, не представляю
    Панно- просто памятник такому труду

    1. Благодарю за то, что оценили, Татьяна! Если вы хотите поближе познакомиться с автором, то в разделе бесплатных мк вы можете заказать себе любой (и даже не один)!

    2. Татьяна, спасибо Вам за внимание и добрые слова!

  • Яна, спасибо, что показали такую чудесный работу. Эмилия большая выдумщица, и великий труженница . Вещь можно долго рассматривать и ломать голову, как же это можно сделать! Передайте Эмилия мой восторг!

    1. Эльмира, благодарю за то, что поделились! С огромным удовольствием передам!

    2. Эльмира, спасибо за привет, — поймала! Мне очень приятно, что Вы так высоко оценили мою работу!

  • Шедеврально! Именно это слово у меня возникло и не уходило, когда я увидела работу Эмилия. Кстати, как называется работа? Или я пропустила название? Лично у меня не укладывается в голове, как такое можно сделать, даже при всей любви к геометрии и валянию? Есть ли среди валяльщиц ещё такие шестимесячные героини, создавшие что либо подобное? Вот во всех моих вопросах выражено восхищение тем, что сделал этот мастер! Очень мне понравилось выражение Эмилия как она валяла «ручками по всем закоулочкам, долго и с любовью». Вот такое моё ощущение от работы Эмилия. Надо обязательно ЭТО показать на выставке Высокого Валяльного Искусства!

    1. Елена, благодарю вас от всей души за отзыв о работе Эмилии!!! Я тоже считаю, что это шедевр! Думаю, что Эмилия ответит на все ваши вопросы сама! Спасибо вам еще раз, за то, что нашли время и желание написать и выразить свое мнение!

    2. Елена, спасибо огромное за такой трогательный комментарий! Это очень ценно и приятно! Помимо всего прочего — это стимул работать в том же направлении. Работа особенно никак не называется, я брала курс по Сакральной Геометрии, вот такое название пока и закрепилось. Спасибо, что Вы и к тексту не остались равнодушны, ведь двумя словами такой «долгострой» не опишешь (это с одной стороны), а с другой — бывает, что работу вроде закончил, но не можешь ее выпустить из рук, вот и думаешь, как бы еще удержать в себе, и такое настроение выливается в длинные тексты — слова сами подбираются, образы и сравнения находятся. Слава богу, что тексты не пишу шесть месяцев! Спасибо большое еще раз!

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *